Range Rover по-итальянски: как появился и почему провалился Rayton Fissore Magnum
Принято считать, что после классического Range Rover идею люксового внедорожника в начале этого века реализовали немцы со своими Porsche Cayenne, BMW X5 и Volkswagen Touareg. Но десятилетием ранее эту концепцию воплотили в жизнь… итальянцы. И мы отнюдь не про монструозный Lamborghini LM 002, ведь еще в 1985 году на Туринском автосалоне был представлен практически не известный не только у нас, но и в мире автомобиль Rayton Fissore Magnum. Сегодня мы будем вспоминать, как он появился, куда пропал и почему не смог перевернуть рынок.
Начало: квартет братьев Фиссоре
Удивительный факт: мастерская Carrozzeria Fissore по производству сельскохозяйственных тележек в Савильяно неподалёку от Турина, которую основал Бернардо Фиссоре cо своим братом Антонио, – это одно из старейших итальянских предприятий, поскольку она начала свою деятельность еще в 1921 году! Чуть позже к ним присоединились два других младших брата – Джованни и Костанцо, причем затем они занялись строительством или модернизацией кузовов для фургонов, легковушек и грузовиков.
В 1936-м единственным владельцем компании стал Бернардо, который работал над производством кузовов для автобусов, фургонов и специальных автомобилей – почтовых фургонов, карет скорой помощи и катафалков. Вообще, для середины тридцатых годов Бернардо занимался довольно перспективным на тот момент направлением – изготовлением кузовов на заказ, что тогда практиковалось многими автопроизводителями, изготавливавшими только шасси, на которые устанавливали кузов от стороннего ателье с его оригинальным дизайном. Итальянцы называли такие производства carozzeria (то есть, дословно кузов). По такой схеме работали, к примеру, Skoda с ателье Йозефа Содомки.
Именно такая специализация помогла Fissore не только удержаться на плаву, но и здорово укрепить свои позиции благодаря заказам итальянской армии, для которой Бернардо переделывал обычные гражданские автомобили в военные.
Во времена немецкой оккупации и создания Итальянской Социальной Республики во главе с дуче Бенито Муссолини Бернардо активно поддерживал и помогал партизанскому движению, за что его арестовали вместе с сыновьями Серджио и Джусто. Тем не менее после войны предприятие производило машины по индивидуальному заказу – в основном это были автомобили на основе массовых моделей Fiat, а также рекламные машины с броским внешним видом, что было популярно в то время и широко использовалось многими в рамках рекламных кампаний.
Четверо братьев-основателей в тот период не утратили своего присутствия, хотя в непосредственном управлении компанией уже больше принимали участие их наследники. Сам Бернардо был президентом Фиссоре до 1970 года, в следующем году стал почетным президентом, но трагически погиб с супругой в 1973-м.
Максимального масштаба Carrozzeria Fissore достигла в 1960-х годах. Тогда в ней работало более 200 сотрудников, которые занимались созданием и производством кузовов для таких спортивных грандов, как OSCA Maserati, De Tomaso, Monteverdi, TVR, Elva, а также Opel, FIAT, DKW Vemag.
Однако на этом история не закончилась, ведь еще в 1976-м она имела несколько непонятное продолжение. Несмотря на то, что сама Fissore еще существовала, возникло новое предприятие – Rayton Fissore. Одни автомобильные историки утверждают, что её создала дочь Бернадо Фиссоре Фернанда вместе со своим мужем Джулио Мальвино. Другие утверждают, что компанию Rayton Fissore создал сын Бернардо Григорио. Ну а некоторые склоняются к версии, что все они сделали это вместе. А компания начала (или продолжила) заниматься кузовами и специальными автомобилями, основав собственный дизайн-центр.
Первым проектом новой компании стало необычное купе на базе Autobianchi A112, которое внешне стилизовали не под что-нибудь, а Porsche 928!
Alfa Romeo GTV 6 2.5 (1985-1986) с дизайном от Italdesign в версии Grand Prix отличалась специальным аэродинамическим обвесом, разработанным Rayton Fissore. Фото: autowp.ru
Квинтэссенция и закат Fissore: Magnum
В начале восьмидесятых «мозговой центр», состоящий из наследников братьев Фиссоре понял, что первый и единственный на тот момент внедорожник премиум-класса от британской компании Land Rover недостаточно роскошен. Поэтому в Савильяно решили восполнить пробел и изобрести свой велосипед – точнее, автомобиль, использовав в качестве базы шасси укороченного военного автомобиля Iveco WM 40.10. Ведь перспективы у такой машины с учетом рынка США и Ближнего Востока просматривались довольно неплохие.
Полицейский вариант на том же шасси. Фото: autowp.ru
Дизайн же заказали у довольно известного американского дизайнера голландского происхождения по имени Том Чарда (Tom Tjaarda), изрядно потрудившегося в своё время на ателье Ghia и Pinifarina. В его портфолио были такие выдающиеся автомобили, как Fiat 124 Spider и Ford Fiesta первого поколения, а также DeTomaso Pantera и Ferrari 365 GT California.
Шасси же осталось полностью ивековским – это и дифференциалы, и тормоза, и подвеска. А значит, гипотетически с точки зрения проходимости машина сохранила весь потенциал, присущий военному внедорожнику.
В стандартной комплектации итальянцы предложили всё то, чего недоставало английской машине – электрические стеклоподъемники, кондиционер, аудиосистему, регулируемый руль… Словом, у них получился этакий «оффроуд-премиум восьмидесятых», то есть немцев с их большой немецкой тройкой престижных внедорожников они опередили на целую вечность длиной в 15 лет.
Существовала даже грузопассажирская версия! Фото: autowp.ru
Ну а у самой компании Rayton Fissore вдобавок была в наличии джокерная карта, на которой был нарисован звёздно-полосатый флаг. Да, большие надежды итальянцы возлагали не на прижимистых европейцев, а на жителей США, которые не понаслышке знали, что такое большой и мощный внедорожник в хорошей комплектации.
С 1987 года в компании Rayton Fissore больше не было членов семьи Фиссоре, и она неоднократно меняла свою корпоративную структуру и название.
В 1989 году машина оказалась за океаном, претерпев для начала небольшие косметические изменения и получив новое название – LaForza.
Но… чуда не произошло. В общей сложности за 15 лет «клинической конвейерной жизни» было изготовлено около шести тысяч экземпляров европейских Магнумов и американских LaForza – результат явно не выдающийся.
И причины, скорее всего, кроются не только во внешней скромности автомобиля и недостаточно премиальном качестве сборки, но и в малоизвестности бренда Rayton Fissore, у которого вдобавок начали появляться сильные конкуренты. И речь отнюдь не про Nissan Patrol или Mitsubishi Pajero тех лет. Не будем забывать, что в начале девяностых мерседесовский «кубик» получил гражданские модификации с большим количеством опций и мощными бензиновыми двигателями, Range Rover также обновился, да и американские производители отнюдь не стояли на месте… Крупные хищники просто съели гордого, но маленького «итальянца» – точнее, отобрали у него толстый кожаный бумажник потенциального владельца. Поэтому, сделав еще несколько попыток вернуться и всплыть, оттолкнувшись от рыночного дна, итальянцы в 2003-м окончательно отказались от идеи производить люксовый внедорожник. Ирония судьбы в том, что битва титанов вроде Porsche Cayenne, BMW X5 и Volkswagen Touareg в это время только-только набирала обороты. И они, в отличие от детища Rayton Fissore, точно попали в своё время.
Фото: autowp.ru