Land Rover? Skoda Trekka! Как и почему первый внедорожник Skoda выпускали в Новой Зеландии 1 октября, 2024 admin Нет комментариев Что такое автомобили Skoda? Социалистические заднеприводные машинки шестидесятых годов, переднеприводные Favorit с дизайном от Bertone, а также созданная уже под патронатом Volkswagen пятидверная Felicia – это вторая половина прошлого века. Век настоящий – это ставшие сверхпопулярными Fabia, Octavia и Superb, а также кроссоверы Kodiaq и Karoq и дуэт городских компактов Scala/Kamiq. Но почти шесть десятилетий назад в истории марки была очень интересная «внедорожная» страница, причем написанная на языке маори. Ведь именно тогда на другом конце планеты выпускали первый в истории марки внедорожник, получивший название Trekka. Сегодня мы будем вспоминать, как это получилось и почему чехи решили выпускать свой «джип» именно в Новой Зеландии. Содержание: Toggle НачалоДёшево и сердитоНеожиданный финал Начало Казалось бы, где старейшая чешская марка, а где Новая Зеландия? Однако в конце 1966 года в небольшом городе под названием Отахуху началось производство первого новозеландского автомобиля, но с чешскими корнями. Саму марку Skoda новозеландцы хорошо знали, поскольку автомобили Laurin & Klement ввозились в эту страну еще в начале прошлого века. А к его середине импортёр под названием Motor Industries International Ltd (также известный как Motor Lines) организовал сборку чешских легковушек в Новой Зеландии! Как и в случае со многими иномарками в странах СНГ, происходил этот процесс из-за национальных таможенных и налоговых особенностей. Иначе говоря, ввозить машинокомплекты и потом собирать их было гораздо выгоднее, поскольку это позволяло обходить растаможку автомобиля в сборе. Именно поэтому с 1965 года в мастерской Ноэля Тернера под руководством Йозефа Велебни и была организована сборка Шкод для местного рынка. Сам Велебни был опытным инженером, так как в своё время он лично работал с Вацлавом Клементом, а посетив Новую Зеландию, он не только организовал процесс сборки автомобилей, но и познакомился с местной автомобильной «флорой и фауной», а также потребностями местных жителей. Он понял, что страна нуждается в утилитарных и недорогих внедорожниках, и решил создать подобный автомобиль, используя агрегаты и узлы Octavia первого поколения. Эту идею с энтузиазмом воспринял Ноэль Тернер, занимавшийся импортом и сборкой Шкод. В конце 1965 года Велебни привёз в Новую Зеландию проект машины, получившей название Trekka. Этот лёгкий внедорожник грузоподъёмностью до 500 кг по сути и внешности можно было сравнить с английским Land Rover. В рекламном проспекте Trekka с гордостью было указано: «Это – Trekka, первый серийный автомобиль, спроектированный и произведенный в Новой Зеландии для новозеландцев». И действительно, производством комплектующих для этой машины занимались свыше пятидесяти(!) новозеландских предприятий. Дёшево и сердито В качестве её потенциальных владельцев Йозеф Велебни и Ноэль Тернер видели местных фермеров. Что же собой представлял этот двухдверный автомобиль предельно аскетичного дизайна? Двигатель установили вполне традиционно, то есть спереди и продольно. Этот четырехцилиндровый верхнеклапанный мотор объемом 1,2 л развивал 46 л.с. при 4500 об/мин, то есть был довольно высокооборотным. Скромный крутящий момент в 87 Нм достигался при 3000 об/мин, так что работать рычагом синхронизированной на второй, третьей и четвёртой передачах коробки приходилось довольно интенсивно. Организация забора воздуха во впуск и расположение фильтрующего элемента были довольно нетривиальными В зависимости от варианта кузова расположение запасного колеса могло меняться С таким «сердцем» Trekka была способна набрать 110 км/ч, то есть новозеландская машина получилась более динамичной, чем советский ГАЗ-69. И если по двигателю и «опциям» особых вариантов не было, то относительно выколоченного вручную (!) кузова у покупателя была определённая свобода выбора: это мог быть полностью открытый «кабриолет», двухместный пикап с жестким верхом и отдельным кузовом, универсал с двухстворчатым откидным бортом или же восьмиместная машина с пластиковым верхом и открывающейся вбок дверью в торце кузова. Со временем производство кузовных панелей более традиционным для автомобильной промышленности способом наладили у одного местного подрядчика, занимавшегося выпуском газонокосилок. Неожиданный финал Однако новозеландское законодательство, в своё время поспособствовавшее сборке автомобилей Skoda, сыграло с Trekka злую шутку. В начале семидесятых годов законы изменились и страну буквально наводнили японские внедорожники с полноприводной трансмиссией и надёжностью, которой собранная «на коленке» машина похвастать, откровенно говоря, не могла. Вдобавок и сама Skoda в лице чехословацкой компании Motokov, занимавшейся продажей автомобилей Skoda на мировом рынке, потеряла интерес к этому проекту – в том числе и по финансовым причинам, ведь поставлять узлы и агрегаты куда менее выгодно, чем полный машинокомплект. В общем, и спрос, и предложение угасли практически одновременно, хотя и по разным причинам, а жизненный цикл Trekka закончился в 1972 году. Таким образом, за шесть лет в Новой Зеландии было произведено около 2500 экземпляров – не бог весть что по общемировым меркам, но для «отверточной сборки» в рамках небольшого полукустарного производства не так-то и мало. И в любом случае Trekka была обречена стать раритетом – особенно за пределами Новой Зеландии. Впрочем, Велебни на этом не остановился. Сотрудничая с пакистанской фирмой Haroon Industries (как нетрудно догадаться, импортёром Skoda в Пакистане), он создал подобный автомобиль, но уже для Пакистана. Машина на шасси Skoda Octavia Combi получила название Skopak (Skoda+Pakistan), но была еще более примитивной, чем Trekka. К примеру, для максимального удешевления и упрощения конструкции было решено сделать кузов в виде пространственного каркаса из труб, на который навешивались фиберглассовые кузовные панели. Первый такой прототип создали еще «при жизни» новозеландской машины, то есть в 1969 году, а мелкосерийное производство началось годом позже. Впрочем, к Trekka это уже имело весьма отдалённое отношение, а затем внедорожная история чешской марки прервалась до 2009 года, когда был представлен компактный кроссовер Yeti. Однако и он, и появившиеся спустя несколько лет Kodiaq и Karoq не были ни утилитарными, ни особо доступными. Но можно с уверенностью заявить, что Skoda всегда отвечала актуальным запросам рынка, причем иногда – даже очень локального и во всех смыслах далёкого от Млада Болеслав. Добавить комментарийДля отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Навигация по записям Предыдущая: Американские журналисты восхитились репликой Mercedes-Maybach Vision 6 из Нижнего НовгородаСледующая: Выгодные предложения на коммерческий транспорт DONGFENG C180!