Ford RS200: герой большого ралли, который не успел на собственную победу
В 80-х Группа Б вполне успешно конкурировала по популярности с Формулой-1. Несмотря на то, что в Королевских гонках регламент в те времена был заточен исключительно под скорость, а отдача турбированных моторов объемом 1.5 литра выросла вдвое на фоне своих атмосферных предшественников, Группа Б предлагала совершенно иной градус зрелищности. Да и раллийные пилоты вовсе не отставали по уровню харизмы от миллионеров, сверкающих улыбками на подиумах культовых кольцевых трасс. Естественно, автопроизводители никак не могли упустить свой шанс принять участие в стремительно набирающей обороты дисциплине.
И причин поучаствовать в этом первоклассном гастролирующем цирке я бы выделил три: пресловутый маркетинг, престиж марки и возможность обкатать в экстремальных условиях технологии, которые до этого никогда не применялись на дорогах общего пользования. Без оглядки на бюджеты в ралли ломанулись все: от Peugeot до Ferrari, от Mazda до Porsche. Естественно, европейское отделение Ford Motor Company не осталось в стороне.
Руки конструкторов были практически не связаны правилами, требовалось лишь произвести 200 автомобилей для омологации. И даже учитывая столь малый тираж спецверсий, позволяющий принять участие в чемпионате, боевые машины со своими мелкосерийными аналогами общего имели не больше, чем пулемет и праща. Если легендарные Audi Quattro, Lancia Delta S4 и Peugeot 205 Т16 хотя бы отдаленно внешне напоминали привычную продукцию соответствующих брендов, в Ford of Europe решили подойти к вопросу иначе. А именно – создать болид с чистого листа, а уже потом наклепать партию дорожных автомобилей в соответствии с требованиями омологации. Ничего похожего в салонах Ford не продавалось ни до, ни после.
Ford Escort RS1700T Prototype ‘1982–83
В июле 1983-го проект стартовал. За разработку шасси взялись два инженера, имеющих обширный опыт работы в Формуле-1 – Тони Саутгейт и Джон Вилер. Ответственным за экстерьер назначили Филиппо Сатино из Ghia Design Studio, у которого отлично получилось интегрировать в кузов элементы от Ford Sierra. Так, например, от бюджетной модели в раллийный болид перекочевали лобовое и боковые стекла, задние фонари, частично двери и рычаг переключения передач. Изначально проект получил рабочий индекс B200, однако годом позже название было изменено на знакомое всем сегодня RS200 (RS – Rallye Sport, 200 – требования омологации).
Ford RS200 ‘1984–86
В основе болида лежал алюминиевый монокок, к которому болтовыми соединениями крепились стальные трубы каркаса безопасности. Такая конструкция позволяла оперативно заменить элементы «клетки» в случае их деформации. Кузова для боевых машин изготавливались из углеволокна на мощностях Ford, для дорожных же версий – из стеклопластика в конторе Reliant Motors PLC. Ну а поскольку вся партия производилась в авральной спешке, качество сборки оставляло желать лучшего. Точнее, не выдерживало никакой критики, поэтому после того, как комиссии явили 200 готовых автомобилей, все они отправились обратно на завод. Никто в здравом уме не выложил бы £50 000 за транспортное средство, которое было собрано кривее, чем копеечная Fiesta с 1,1-литровым мотором.
Ford RS200 ‘1984–86
Подвеска всех колес была реализована на двух поперечных рычагах с двумя пружинами и двумя же амортизаторами на каждое колесо. Ранние тесты показали, что болиду критически не хватает прижимной силы, поэтому на багажнике появился массивный спойлер. Воздухозаборник на крыше отвечал за охлаждение интеркулера, а «уши» по бокам от него направляли холодный воздух к задним тормозным механизмам.
Тем не менее гоночная карьера RS200 на этом не закончилась. Машина под управлением разных пилотов вполне успешно участвовала в FIA European Championships for Rallycross Drivers и даже принесла норвежцу Мартину Шанче титул в 1991 году. Также болид засветился в многочисленных кольцевых сериях и в культовой гонке Pikes Peak International Hill Climb, где его трижды пилотировал легендарный Стиг Бломквист.
Что же касается дорожных версий, то всего было выпущено 225 экземпляров, из которых было официально продано около 140. Остальные были разобраны на запчасти или разбиты во время тестовых сессий. Неудивительно, что автомобиль пользуется огромной популярностью среди коллекционеров, а также производителей всевозможных реплик. В отличие от своих «коллег» по группе Б, гражданский RS200 был конструктивно практически идентичен боевому и отличался, по сути, лишь интерьером и дефорсированным двигателем. Так что и в современных реалиях эта машина является отличной платформой для постройки чего-то поистине быстрого. Правда, средняя цена на аукционах в $400 000 существенно сужает круг потенциальных любителей скорости, которые могут позволить себе такого донора под гоночный проект.
Ford RS200 Evolution