Две двери, но не по бокам: как и почему появился двуликий Zundapp Janus

Нет комментариев

OneClickMoney [CPS] RU

Что бы вы сказали про автомобиль с двумя дверями, но расположенными не на боковинах кузова, а в его торцах? Смело даже для концепт-кара, правда? А ведь машина с такой конструктивной особенностью выпускалась серийно, причем не где-нибудь, а в послевоенной Германии, да еще известным производителем мотоциклов! Сегодня мы будем вспоминать историю разработки и интересные особенности микроавтомобиля Zundapp Janus.

Начало

После войны немецким авиастроительным компаниям запретили производить самолёты, поэтому вместо истребителей некоторые из них начали производить этакие «самолёты без крыльев» – так называемые кабиненроллеры. Ведь страна ощущала острую нехватку доступных транспортных средств, а полноценные автомобили довоенного форм-фактора гражданам Германии были попросту недоступны. Поэтому выход нашелся в этаких эрзац-машинах, у которых не было крыльев, но были какие-никакие колёса, иногда даже крыша над головой и, как правило, мотоциклетный моторчик, который всё это двигал – не столько во времени, сколько в пространстве.        

В послевоенный период Клод Дорнье также пытался свести к минимуму зависимость своей компании Dornier Flugzeugwerke от производства самолетов путем диверсификации бизнеса в другие области, и для нового проекта он привлек своего сына Клавдия. Полёт конструкторской мысли Дорнье в пятидесятые годы охватывал не только небо, но и землю: чтобы загрузить простаивающие производственные мощности, он задумался над созданием столь нужного стране утилитарного четырехместного автомобильчика, компоновка которого была бы максимально практичной. И речь вовсе не шла о том, чтобы они сидели друг за другом, как в самолётах и кабиненроллерах Messerschmitt.

Конечно, звучит несколько странно и даже дико, однако в послевоенной Германии было возможно всё – машины с открывающейся спереди дверью, как на холодильнике, кабиненроллеры с плексигласовым колпаком вместо крыши… Время было такое.

Doctorslon KZ

Однако вернемся к творению Дорнье. Прототип получил название Dornier Delta, однако, проанализировав проект с экономической точки зрения и посчитав его нерентабельным, Клод решил не производить машину на собственном предприятии Dornier Flugzeugwerke, а продать лицензию фирме Zundapp.

Янус четырёхколесный и четырёхместный

Итак, Дорнье счел производство под собственным брендом экономически нецелесообразным, вдобавок по-прежнему увлекаясь авиационной темой. Поэтому он предлагает компании Zundapp собственное детище – и та соглашается! Ведь на тот момент менее или более совершенные подобия автомобилей в Германии не выпускает только ленивый.

Машинка получила весьма оригинальную внешность, ведь, в отличие от двухместной Isetta, её решили сделать четырехместной! Конечно, по уровню комфорта она и близко не могла соперничать с уже знакомым нам NSU Prinz, но ведь на дворе еще стояли пятидесятые годы. Впрочем, инженеры Zundapp по пути на «конвейер» дизайн и конструкцию машинки несколько «допилили», и автомобильчик получил довольно самобытную и узнаваемую внешность, а также собственное имя – Janus.

Двуликого бога-демиурга в древнеримской мифологии обычно изображали в виде мужчины с двумя лицами, одно из которых смотрело в будущее, а другое в прошлое. Изначально его до Юпитера считали верховным божеством и называли «богом богов», хранителем порядка и мира, вращающего земную ось. Впоследствии он не только получил свой двуликий образ, но и постепенно превратился в этакого божественного сторожа, который имел ключ и посох, которым отгонял непрошенных гостей.

Да, с названием в Zundapp определенно попали в яблочко задолго до эры маркетологов, ведь почти симметричная внешне машинка получилась действительно «двуликой». Конечно, наблюдалась некоторая внешняя асимметрия, поскольку визуально из-за разной оптики передний свес был чуть короче переднего. Но в общем и целом без боковых дверей, с парой форточек и необычным силуэтом машина смотрелась даже экзотичнее той же Изетты.

Две двери, но не по бокам: как и почему появился двуликий Zundapp Janus

Янус стоил 3290 дойчмарок, что примерно эквивалентно нынешним 9430 евро

А ведь кроме них, в базе находились еще и горизонтальный одноцилиндровый «воздушник» объемом 245 «кубиков» и мощностью 14 л.с., а также 21-литровый бензобак. При этом передняя и задние подвески с маятниковыми рычагами были сравнимы по принципу работы с МакФерсоном, а тормоза получили непривычный для подобных малышей гидропривод на все четыре колеса. И разогнаться четырехколесный Янус мог аж до 80 км/ч, что было нормальным показателем для подобных мотоколясок.

Преимущества центрального расположения двигателя даже подчеркивались в рекламе: «Это пока непривычно, но приятно и удобно с учетом дождя и сырости: мелкие работы по техническому обслуживанию, такие как замена свечей или чистка карбюратора, можно проводить под собственной крышей».

Чтобы попасть за руль, водителю, как и в случае с Isetta, нужно было открыть переднюю торцевую дверь вместе рулём и панелью приборов. Двери, увы, украли пространство не только у капота, который при среднемоторной компоновке не был необходимостью, но и у багажника, которого у машинки попросту не было.      

Две двери, но не по бокам: как и почему появился двуликий Zundapp Janus

Янус даже «засветился» в декабрьском номере журнала «Road&Track» за 1956 год по простой причине – его собирались продавать в США по цене от 1190 долларов!

Казалось бы, Janus был ничем не хуже Изетты, а может быть, даже и лучше, ведь у него был куда более вместительный салон и четыре колеса, расположенные по углам кузова. Но, увы, он был заметно дороже остальных «бабл-каров» и этот пузырь, по сути, оказался мыльным. Машинку начали выпускать в 1957 году, а уже в 1958-м приняли решение о прекращении производства, выпустив за первые полгода 1731 машинку, а в 1958-м всего 6902 экземпляра.

Одной из причин слабого спроса была не самая лучшая управляемость: преимущества, связанные со среднемоторной компоновкой двигателя в гоночных и спортивных автомобилях, тут не проявлялись, а центр тяжести при, казалось бы, идеальной развесовке (49:51) и переднем стабилизаторе поперечной устойчивости сильно менялся в зависимости от того, сколько пассажиров находилось на борту.

Впрочем, рыночный провал объясняется не только и не столько тем, что двуликий и двухдверный Янус от Zundapp был слишком плох. Нет, если бы он появился лет на десять раньше, у него были бы все шансы побороться с Изеттой и Мессершмиттом за тощий кошелек послевоенного немца. Но в конце пятидесятых мир познал такое явление, как Fiat Nuova 500 – автомобиль, ставший в некотором роде «иконой» и образчиком компактной и доступной городской микролитражки.      

Завод затем сконцентрировался на производстве мотоциклов, но и оно оказалось не слишком успешным. Поэтому в итоге имущество и производственные мощности Zundapp в 1984 году задолго до китайской экспансии приобрело правительство КНР за 16 миллионов дойчмарок, после чего его полностью демонтировали силами китайских рабочих и перевезли в город Тяньцзинь, где после монтажа оно стало основой мотокомпании Tianjin Motorcycle Co.

А вот малоизвестный Janus от полного забвения спас… кинематограф. В американском мультфильме «Тачки 2» (Cars 2), снятом студией Pixar, есть такой персонаж как профессор Цундапп (англ. Professor Zündapp) c номерным знаком BAD GA 58, более известный как Профессор Ц.   

Две двери, но не по бокам: как и почему появился двуликий Zundapp Janus

whogrill.ru

Добавить комментарий