Основатель класса: как появился Renault Espace и при чем здесь Chrysler 16 декабря, 2024 admin Нет комментариев Сегодня минивэном никого не удивишь. Автомобили подобного типа есть в модельной гамме большинства автопроизводителей, ведь они сочетают маневренность и габариты обычной легковушки с комфортом и внутренним простором микроавтобуса. А ведь так было не всегда – до начала восьмидесятых годов такие машины фактически не существовали как класс. Сегодня мы вспомним, как появился один из первых европейских минивэнов и почему Renault Espace в своё время стал образцом для подражания. Содержание: Toggle Предисловие: Lancia, Nissan и другиеФранцуз с американским акцентомМинивэн с ромбом Предисловие: Lancia, Nissan и другие В семидесятые годы некоторые дизайнеры и конструкторы задумались над тем, как сделать автомобиль просторнее и комфортнее, не выходя за рамки традиционных для легковушек габаритов. Решение напрашивалось само собой: пойти по пути создателей микроавтобусов, но не делать кузов высоким и громоздким, а капот всё же сделать чуть длиннее, чтобы не располагать двигатель под водителем и передним пассажиром, как это было на многих машинах вроде советского РАФ-2203. Предвестником современных минивэнов не без оснований может считаться итальянский концепт-кар Lancia Megagamma, представленный на Туринском автосалоне в 1978 году. Француз с американским акцентом В ноябре 1983 года началось серийное производство первого американского минивэна. На внешних рынках он назывался Chrysler Voyager, а у себя на родине предлагался в виде «сладкой парочки» Dodge Caravan/Plymouth Voyager. А полгода спустя автомобиль аналогичного типа, но совершенно другой внешне, представили в Старом Свете. И если вы думаете, что это просто совпадение, то ошибаетесь. Нет, дебютировавший в апреле 1984-го Renault Espace отнюдь не скопировали с Chrysler, но эта американская компания в самом начале непростого пути Эспаса на конвейер всё же имела определённое отношение к «французу»! То ли грузопассажирский фургон, то ли кроссовер – Matra Rancho также опередила своё время. Фото: autowp.ru А затем с компанией Matra произошел очередной пируэт судьбы: долю PSA в уставном капитале Матры приобрела компания Renault, руководство которой считало зарождающийся новый класс автомобилей настолько интересным, что не только не прекратило над ним работу, но и дало зелёный свет тому, чтобы Espace стал серийным минивэном с ромбом на решетке. Красивое слово Espace с французского языка переводится как «пространство». Надо отдать должное авторам этого нейминга – название модели не только оказалось благозвучным, но и точно отражает главную суть этого автомобиля. Однако вернемся в 1979 год, который считается официальным стартом проекта Matra, причем еще в рамках её принадлежности к PSA. Существует версия, что Гедон задумался о создании подобного универсального автомобиля после командировки в США, где увидел, что американцы ездят на больших просторных универсалах и даже домах на колёсах, что позволяло семье из нескольких человек путешествовать по стране с комфортом, который был просто недостижим для типичных европейских легковушек того времени. Ну а дизайнер компании Антонис Воланис, грек по происхождению, известный также как Антуан Воланис, реализовал идеи руководства в виде эскиза, получившего название «dessin orange». Динамичный клиновидный силуэт будущего Espace уже довольно отчетливо просматривался в рисунке, но в задней части еще наблюдались «рудименты» экстерьера Rancho. Фото: Car Design Archives Matra P18 – на эскизах изображен даже пикап! Фото: Car Design Archives Когда Фергюс Поллок построил свой прототип Chrysler Supervan, имевший явное сходство с будущим Espace, то дальше история могла развиваться по двум разным версиям. По одной из них, Matra получила проект вполне официально, хотя никаких документальных подтверждений нет. По второй, Гедон и Воланис просто «подсмотрели», что делали их коллеги из Chrysler UK, но после того, как они стали частью PSA, решили выдать прототип Р16 за полностью собственное детище. В любом случае у минивэнов Chrysler и Renault есть много общего на генетическом уровне, поскольку и в том, и в другом случае звучит слово «Matra». Эскиз Поллока в рамках «свободного творчества» для Chrysler. Фото: Car Design Archives Supervan – в нём так мало Voyager и так много Espace. Фото: Car Design Archives Спустя несколько месяцев «оранжевые» эскизы Воланиса трансформируются в три полноразмерных макета, получивших обозначение P16, P17 и P18. Пропорции еще не те, но всё уже очень узнаваемо. Фото: autowp.ru Последние два, к слову, появились после того, как макет первого прототипа был продемонстрирован руководству Peugeot. Немного поразмыслив, оно передумало, и Matrа решила довести проект до ума самостоятельно. Благо она являлась автомобильным отделением крупного и довольно мощного аэрокосмического холдинга, который мог себе позволить подобные затраты. Вдобавок уже в 1982-м руководство «главной» Матры и вовсе выкупило у французов их долю акций, после чего тут же предложило перспективную модель второму французу из «Большой тройки» – концерну Renault. Правда, сначала прототип немного доработали, использовав детали от Renault 18. Когда в конце того же 1982 года прототип под индексом Р23 продемонстрировали руководству Renault, они тут же приняли положительное решение о запуске машины в серийное производство. За 40 лет до Espace: прототип Renault Juvaquatre Prototyp Taxi. Фото: autowp.ru Минивэн с ромбом Что ж, доконвейерная история Espace по запутанности сравнима с американским сериалом Санта-Барбара, а стартовавшие в июле продажи поначалу заставили боссов Renault изрядно понервничать, ведь в первые недели было реализовано всего девять машин! Однако европейские автомобилисты распробовали минивэн довольно быстро, по достоинству оценив ряд его преимуществ, среди которых – просторный салон с удобными креслами, великолепный обзор и относительно неплохая управляемость. Фото: autowp.ru Особенностью семиместного салона были вращающиеся вокруг вертикальной оси передние кресла, а сиденья второго и третьего ряда можно было как откидывать, так и демонтировать. Это давало владельцу возможность организации самых различных планировок салона, трансформируя его согласно оперативным потребностям. И подобного в то время не предлагал практически никто. В 1988 году машину немного модернизировали (сегодня это называют словом фейслифтинг), а с точки зрения техники у неё появилась важная инновация – привод на все колёса для версии Quadra. Фото: autowp.ru Добавить комментарийДля отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Навигация по записям Предыдущая: Представлен шикарный рестомод BMW 850i (E31) с мотором V10 от M5 E60Следующая: Звездное небо, прозрачное шасси и два варианта колесной базы: тест-драйв Wey 80